В нашем учреждении функционирует специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – группа №6
В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.)
В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:
заявления законного представителя воспитанника;
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с ТНР в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Проведение занятий осуществляется в первую половину дня.
Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:
занятия по развитию речи,
занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи,
занятия по формированию произносительной стороны речи,
занятия по обучению грамоте (в старшей группе).
В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)
В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.
Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.